Отклонение вреда тем, что лучше

Туристы из арабской страны на Красной площади в Москве

Туристы из арабской страны на Красной площади в Москве

Теги:

2
02 Июля (25 Зу-ль-хиджа)

«Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг. И не обретет этого никто, кроме того, кто терпел; не обретет этого никто, кроме того, кто наделен великим уделом» (Коран, сура «Разъяснены», аяты 34 – 35).

 

Тема запрета никаба продолжает сотрясать информационную повестку. Накануне муфтий Дагестана, где произошел кровавый теракт, выступил с заявлением о подготовке фетвы по этому вопросу. «Мы будем выносить фетву о запрете никаба», – сообщил Ахмад Абдулаев на встрече с участием руководства республики. Поводом для этого стала информация о том, что у одного из террористов нашли никаб, который тот намеревался использовать для бегства с места преступления. 

На этом фоне некоторые медиаресурсы продолжают апеллировать к мнению муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова. Отвечая автору инициативы о запрете никаба Валерию Фадееву, муфтий заявил, что эта мера может привести к нарушению права на свободу вероисповедания, вызвать напряженность в обществе, а в мусульманских странах ее могут расценить даже как недружественный шаг в отношении ислама. 

Однако напомним, что никаб запрещен в ряде государств, большинство населения которых исповедует ислам. В Египте и Индии (стране с многомиллионным исламским населением) действует ограничение на посещение в никабах общеобразовательных учебных заведений, в Тунисе – госучреждений, в Индонезии – и того, и другого. В Марокко запрещено не только ношение, но также изготовление и продажа никабов. В сентябре 2023 года носить скрывающую лицо одежду запретили в Узбекистане. В парламенте отметили, что поправки направлены на поддержание общественного порядка в стране. В октябре появилась информация, что подобный запрет собираются рассмотреть в Казахстане. Как пояснили власти, Казахстан – светское государство, отделенное от религии. На днях в Таджикистане приняли закон «О регулировании праздников и обрядов», обязывающий «носить национальную одежду», которая не подразумевает никабы и даже иностранные фасоны хиджаба. 

Почему напряженность в обществе такого рода закон должен вызвать именно в России, большинство населения которой не является мусульманами? – вопрос риторический. Важно, что инициатива запрета исходит от муфтията Дагестана – республики, недавно пострадавшей от беспрецедентной атаки террористов. В этой связи напомним несколько самых известных терактов, совершенных людьми с использованием никабов. В 2015 году смертница с закрытым лицом взорвала себя у здания туристической полиции на площади Султанахмет в Стамбуле. Происшествие унесло жизни трех полицейских. В 2017 году автомобиль совершил наезд на людей на Вестминстерском мосту у здания британского парламента в Лондоне. Остановившего фургон полицейского ударили ножом. В происшествии погибли пять человек, 50 – пострадали. Двое из нападавших были в никабах, а ответственность за теракт на себя взяла запрещенная в РФ группировка «Исламское государство». Члены запрещенных в РФ ИГИЛ и «Джамаат ат-Таухид аль-Ватания» отметились на Шри-Ланке в 2019 году, приведя в действие шесть бомб в трех церквях и трех отелях. Жертвами терактов стали 260 человек. Среди нападавших была женщина в никабе.

Позицию по вопросу никаба можно считать предельно ясно артикулированной богословами: шариат обязывает мусульманку скрывать от посторонних глаз свое тело, за исключением ЛИЦА и кистей рук. Это достоверный хадис Пророка, а не частные человеческие мнения. Как справедливо указал муфтий Чечни Салах Межиев, большинство ученых сочли закрытие лица необязательным, напомнив, что никаб является всего лишь культурой определенных народов в исламском мире. В России же подавляющее большинство соблюдающих мусульманок никогда не закрывали частично или полностью лицо. 

Наиболее глубокие в богословском отношении разъяснения на тему никаба дал муфтий Египта Шауки Аллам. По его словам, закрытие лица определяется обычаями людей, а не религией, при этом мусульманка не должна выделяться среди всех остальных. Никаб же, напротив, вызывает повышенное внимание окружающих к барышне, его носящей, то есть приводит к результату, прямо противоположному тому, который заповедан Аллахом: вместо скромности – привлечение к себе всеобщего внимание и на этом основании гордыня «своей крутизной».

Автор: Айдар Бариев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Mukaddas Bibars 02 Июля
Ответить

Никаб, хиджаб, мечети? Заявление муфтията Дагестана не понял… Насколько целесообразно, в такое непростое для страны время, поднимать вопрос никаба? Разве это самая главная проблема у нас, чтобы запрещать элемент одежды, которым покрывают лица лишь несколько сотен или пусть даже несколько тысяч человек из 146 миллионов? В то время как президент России Владимир Путин призывает и делает все возможное для консолидации общества, объединения народов Российской Федерации, представителей разных конфессий и разных культур, мы видим расшатывание, раскачку мусульманской темы. Кому это нужно? Когда му...
Читать дальше

Артемий 02 Июля
Ответить

Муфтий Татарстана не согласился со своим дагестанским коллегой по вопросу запрета никаба По словам главы ДУМ РТ, любой религиозный вопрос сопряжен с проблемами сохранения межрелигиозного согласия в обществе. Он считает, что неправильно его обсуждать «цинично, дерзко и вызывающе», как это происходит сейчас. Изначально авторы инициативы говорят, что хотят защитить общество от экстремистов, которые могут прятаться за никабами. Однако Самигуллин настаивает, речь должна идти не о религиозном атрибуте, а об одежде в целом. Точнее о той, которая препятствует идентифика...
Читать дальше

Яндекс.Метрика