Никабы — религия, безопасность, политика

После инициативы Валерия Фадеева от 21 мая о законодательном запрете в России никаба начались бурные дискуссии по этому вопросу. 28 мая вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков внес в Госдуму скандальный проект закона о запрете скрывать лицо никабом. Законодательная инициатива вызвала резкий протест мусульман (независимо от отношения к никабу) в связи с содержащимся в проекте пунктом о запрете «религиозной одежы» в целом, включая хиджаб, в стенах учебных заведений. Призыв не путать предписанный Кораном «хиджаб» и «никаб» прошел красной нитью через все заявления муфтиятов.

Обсуждения обострились после терактов в Махачкале и Дербенте 23 июня. В сообщениях после нападений утверждалось, что один из боевиков планировал сбежать в никабе. 25 июня против ношения никабов выступил глава Дагестана Сергей Меликов. А 29 июня председатель СК Александр Бастрыкин в ходе резонансного выступления на Международном молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге призвал «немедленно запретить никаб», сославшись на опыт властей в среднеазиатских странах.

1 июля муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев анонсировал фетву о запрете никаба. Следующие два дня в муфтияте проводили шариатский анализ текстов различных течений ислама. И в конечном итоге указом муфтията в республике был введен временный запрет на ношение никаба до «полного устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». 4 июля аналогичный указ был издан муфтиятом Карачаево-Черкессии.

В Чеченской Республике в конце 2020 года неофициально запретили ношение никаба на публике. Здесь гораздо серьезнее, чем в любом другом регионе России, относятся к потенциальным рискам использования религии в политических целях.

Мусульмане на Северном Кавказе находятся на передовой внутренней войны с террором. И поэтому хорошо понимают прагматизм принимаемых решений. Временный запрет они рассматривают как разумную меру, связанную с безопасностью граждан, общества и государства.

Между тем, ограничения на эту одежду остаются дискуссионным вопросом во всем мире. Так, в Великобритании, на которую ориентируются страны англосаксонского права, нет закона, ограничивающего ношение одежды по религиозным соображениям. В 2007 году министерство образования выпустило директивы, позволяющие госучреждениям и религиозным школам запрещать ношение никаба.

В Нидерландах с 2015 года запрещено ношение закрывающей лицо одежды в учреждениях образования, здравоохранения, правительственных зданиях и общественном транспорте, но не на улице. Германия ввела частичный запрет на ношение никаба в правительственных учреждениях, школах, университетах, залах судебных заседаний, а также демонстраций.

Франция первой в Европе запретила носить закрывающую лицо одежду в общественных местах с помощью закона «О запрете скрывать лицо в общественных местах», который вступил в силу в апреле 2011 года. Мусульманка в никабе не может посетить Эйфелеву башню. Ее могут арестовать, поскольку это «явное нарушение закона». На нем даже была изображена девушка в хиджабе в виде обезьяны! В стране, только по официальным данным, проживает свыше 6 миллионов (самое большое количество в Европе!) мусульман. По оценкам исследователей, только 2000 из них носят паранджу или никаб. Но, несмотря на это, на них может быть наложен штраф в размере 150 евро.

В Бельгии ношение закрывающей лицо одежды регулируется законом от 1 июня 2011 года. Нарушения могут повлечь за собой штрафы и/или тюремное заключение сроком до семи дней. С 2015 года на севере Италии запретили носить никаб в госучреждениях. Аналогичный запрет действует в Австрии с 2017 года. Здесь полиция может останавливать женщин никабе и потребовать снять его. Если откажутся, то могут быть оштрафованы в общей сложности на 150 евро.

В 2016 году болгарские законодатели одобрили закон, запрещающий ношение в общественных местах одежды, частично или полностью закрывающей лицо. Первоначальные нарушения влекут за собой штраф в размере примерно 100 евро. Последующие караются штрафом, эквивалентным 750 евро.

В 2023 году швейцарский парламент принял закон, запрещающий носить закрывающую лицо одежду. Согласно опросам Федерального статистического управления страны, к 2019 году ислам исповедуют 5,5% населения страны. И всего 30 мусульманок носят никаб.

В Дании в 2018 принят закон против ношения паранджи и никаба. Публичное ношение карается штрафом в размере 1000 крон. В случае повторного нарушения штраф может достигать 10000 крон (1342 евро).

В канадском Квебеке принят очень строгий закон, касающийся ношения закрывающей лицо одежды в общественных местах и на госслужбе. Пассажир в никабе не может пользоваться общественным транспортом.

В 2015 году четыре африканские страны Конго, Чад, Камерун и Гвинея ввели запрет на ношение никаба. В связи с всплеском нападений террористических организаций. В том числе взрывов, исполнителями которых всё чаще выступают женщины.

В Габоне лицу в никабе нельзя приближаться к нефтяным месторождениям. Запретили никабы в посткоммунистических Узбекистане и Таджикистане. Киргизия и Казахстан также планируют запретить скрывающую лицо одежду. В феврале того же года власти КНР запретили ношение закрывающей лицо одежды в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где проживает значительная часть мусульманского населения страны.

В США никабы не запрещены, но мусульманка, носящая никаб, будет в немилости. Потому что вместо того, чтобы отвлекать взгляды, она их привлекает, что сводит на нет цель прикрытия.

Лицо человека означает его присутствие, а также то, кем он себя представляет. В хадисах мы находим многочисленные упоминания о лице, особенно как отражателе эмоций. Лицо придает человеку индивидуальность и влияет на то, что другие думают о его личности. Поворачиваясь к кому-либо лицом, вы проявляете уважение и внимание, а отворачиваясь,  – игнорируете его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда обращал внимание на выражения лиц окружающих его людей, на их эмоциональное состояние и т. д. Многие хадисы позволяют открывать лицо и кисти рук.

В исламе ношение никаба необязательно. В некоторых странах это скорее культура, чем религия. Но что более важно, так это заботиться о своей личной безопасности и благополучии. Поскольку это не хвастовство и позерство, а сохранение человека, уважение и спасение.

К тому же в исламе сказано избегать крайностей, идти срединным путем. Человек не обязательно создан для того, чтобы выделяться, бросаться в глаза. Если близкие и знакомые женщины увидят в ней слишком резкие изменения, связанные с ношением никаба,  – это, вероятно, вызовет большой раскол между ними, на исправление которого могут уйти годы. В конечном счете мусульманка наживет себе ненужные трудности, трения и драмы, которые отвлекут ее от сосредоточения на сладости веры.

В этом смысле крайне важна принципиальная вещь, о которой заявили все мусульманские деятели  – недопустимо путать никаб и хиджаб, так как покрытие головы является неотемлемой частью не только ислама, но всех авраамических религий.

Вопрос никаба, не является ключевым в исламской религии, но в силу определенных обстоятельств вызывает большой резонанс в так называемом светском обществе. К большому сожалению, его пытаются политизировать, наряду с такими темами, как мечети или халяльное питание, переводя из сугубо практической стороны в рассужения об экспансии «чуждой культуры».

Но если практическая мотивация запрета никаба имеет право на существование, то политическая  – чревата деструктивными последствиями для единства общества и безопасности государства.

Автор: Алимхан Хажбатиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика