Названы победители Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар»

Председатель жюри Метин Гюнай (Турция)

Председатель жюри Метин Гюнай (Турция)

Теги:

0
16 Сентября (12 Раби аль-авваль)

Вот и подошёл к концу XX Казанский международный кинофестиваль «Алтын минбар». За 6 дней зрители смогли насладиться множеством фильмов из разных стран и регионов России, каждая из которых несли в себе общечеловеческие духовно-нравственные ценности и культурные традиции, идеи миротворчества, веротерпимости и гуманизма. В этом году, помимо странового, тематического и жанрового разнообразия фильмов конкурсной программы, особый интерес вызвала и обширная внеконкурсная часть фестиваля. Так, программа «Война и мир: новые территории» представила реальную жизнь в новых регионах России. Традиционные «Россия – Исламский мир» и «Тюркский мир» тоже вызвали неподдельный интерес. В рамках секции «Страны БРИКС: современный кинематограф» были представлены кинематографические работы из стран-участниц БРИКС. Программа «Ислам в лицах» дала возможность зрителю ознакомиться с жизнью и деятельности таких именитых мусульманских лидеров, как Мулла Хусейн и Зайнулла Расулев. Одновременно с этим аншлаг вызвали творческие встречи и Дни кино Казахстана, Королевства Саудовская Аравия, Малайзии и Индии.

Но праздник кино завершился, а значит, пришла пора подводить итоги и раздавать призы. Торжественная церемония закрытия прошла в Татарской государственном академическом театре имени Галиаскара Камала.

Первую награду получил татарстанский фильм режиссёра Рауфа Кубаева «Немая кукушка». Приз Раиса Татарстана «За гуманизм в киноискусстве» и премию в размере 500 тысяч рублей вручал Марат Ахметов, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан.

«Уникальная площадка, школа для профессионального развита. Это возможность посмотреть на себя, познакомиться с творчеством коллег. Фестиваль вносит неоценимый вклад в укрепление международного, гуманитарных контактов», – подчеркнул Ахметов.

Лучшим национальным короткометражным фильмом была названа картина «Амина» режиссера Сергея Киатрова, статус лучшего документального национального фильма получила лента «Руки маэстро» Алексея Барыкина, а лучшим национальным фильмом для детей по единогласному решению жюри стала работа Булата Сабитова «Я приду». Победителем же национального конкурса стала кинолента «Монисто» Гульназ Галимуллиной (Россия).

Высоко оценил татарстанский кинематограф член жюри Премендра Мазумдер из Индии. По словам специалиста, татарстанское кино обладает огромным потенциалом.

«Многие работы, которые мы увидели на этом фестивале, должны быть представлены на мероприятиях международного уровня, они обязательно должны участвовать в таких проектах, чтобы зрители всего мира увидели этот феномен», – уверен индийский режиссёр.

В этом году оргкомитет фестиваля учредил особую номинацию «Специальной программы „Война и мир – новые территории“». Каждая кинолента в этой секции направлена на сохранение исторической памяти, в том числе через личные истории героев и демонстрацию ценности мира через призму военных событий. За особое видение и современный подход к сохранению памяти о защитниках Отечества наградили фильм «Ну, здравствуй̆, дорогая» Фарита Фарисова. По словам режиссёра, лучшие военные фильмы снимают именно в России.

«Фашизм – это те, кто уничтожили десятки миллионов индейцев в Северной Америке, уничтожили китайцев в XIX и XX веке, те, кто уничтожили индийцев и отправили в рабство. Их потомки хотят и нас поработить. Это невозможно, потому что у каждого из нас 3 матери: первая – та, которая тебя родила, вторая – которая подарила детей, третья – Родина-мать», – подчеркнул Фарисов.

Исполнительный директор кинофестиваля «Алтын минбар» Миляуша Айтуганова и режиссёр фильма «Суфизм» Юнус Бен

Приз зрительских симпатий получила работа тунисского режиссёра Юнеса Бена «Суфизм». Эта работа потрясла буквально каждого, кто находился в кинозале. Награду вручила исполнительный директор «Алтын минбар», директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. По её словам, это один из главных призов кинофестиваля, ведь победителя определяет зритель своей душой.

Пользуясь случаем, Айтуганова также вручила Ашрафу Сархану (Египет) и Алмоханнаду Кальсома (Сирия) дипломы за вклад в развитие Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар».

Не обошлось и без кинодебюта. Самым молодым участником в этом году стал Амир Аббясов.

Специального упоминания жюри удостоилась кинолента индийского режиссёра Хаобама Пабана «Сын Иосифа». Награду вручил член жюри кинофестиваля из Малайзии Эсма Даниэль. По его словам, именно этот фильм оставил огромный след в сердцах жюри.

В этом году жюри NETPAC выделило работу турецкого режиссёра Фикрета Рейхана «Стеклянный занавес». По словам члена Союза правления кинематографистов Азербайджана Надира Бадалова, который и вручал премию, кинофестиваль даёт возможность не только ознакомиться с работами режиссёров из разных стран, но и познакомиться с таким чудесным городом, как Казань.

«Турецкий фильм „Стеклянный занавес“ говорит нам о том, что между людьми иногда возникают недопонимания, что создаёт трудности для общения. Казалось бы, не так трудно сломать это стекло между людьми, но на самом деле разбивается при этом не стекло, а разрушается человеческое сердце, человеческая жизнь… Об ответственности человека перед другими и говорит эта картина», – поделился Бадалов.

Приз «За диалог культур в исламском мире» был вручён сразу двум работам, вошедшим в конкурсную программу «Россия – Исламский мир»: «Рай под ногами матерей» Руслана Акуна (Кыргызстан) и «Раб» Абделила Эль (Марокко). 

Исполнитель главной роли в фильме «Рай под ногами матерей» Эмиль Эсеналиев

По словам победителей, такие кинофестивали представляют собой прочный мост мира и согласия между разными народами и странами: «Это возможность показать культуру мусульманских народов, познакомить с нашей историей и традициями», – добавил представитель Марокко, посвятив победу фильма в номинации Палестине в качестве поддержки многострадального палестинского народа.

На сцену с поздравлением поднялся и первый заместитель председателя Совета муфтиев России и ДУМ РФ Рушан Аббясов. По словам муфтия Московской области, казанский кинофестиваль несет важнейшую просветительскую миссию.

«Из многих стран приехали друзья, наши братья, которые разделяют наши духовно-нравственные ценности. Именно об этом мы мечтали 20 лет тому назад, когда кинопроект только зарождался. Надеемся, что еще столько же лет фестиваль будет транслировать наши духовные ценности и призывать к миру всех людей на планете», – подчеркнул Аббясов, вручив награды. Так, за большой вклад в сохранение духовных ценностей, организацию и проведение кинофестиваля благодарственной письмо получила Лилия Бурханова, медаль мусульман России за продвижение национальной культуры и традиций татарского народа была вручена Светлане Бухараевой, а за продвижение национального кинематографа, многолетнюю работу по сохранению и популяризацию культурного наследия татарского народа наградили Миляушу Айтуганову.

Лучшим короткометражным фильмом была названа картина Рафаэля Мукаева «Честь». Делясь впечатлениями от победы, Мукаев рассказал о своём творческом пути и посвятил победу своим родным.

Режиссёр картины «20 лет спустя» Муса Туре (Сенегал)

Лучшим же документальным фильмом стала лента «20 лет спустя» сенегальского режиссёра Мусы Туре. Награду вручал член жюри из Саудовской Аравии, доктор медиафилософии Мисфер Альмус.

«Жанр документального кино возродился именно в России. Здесь родились большинство мастеров, снимающих документальные фильмы. И только после 1920 года это движение пришло в Европу. Увы, пока они не на том же уровне, что игровые. Но в этом году споры жюри развернулись вокруг трех работ», – признался Мисфер Альмуса.

В свою очередь режиссёр ленты-победителя Муса Туре поделился эмоциями от победы.

«Я посвящаю эту победу сенегальскому кино, ведь именно благодаря ему я здесь. В прошлом году я был председателем жюри этого прекрасного кинофестиваля. Какое счастье приехать сюда во второй раз, чтобы посмотреть на него с другой стороны, уже в качестве участника. За это время я заметил, что у татар и африканцев очень много общего. Когда я видел ваши традиционные танцы, моё сердце забилось чаще, потому что я вспоминал Африку», – добавил сенегалец.  

Приз в номинации «Лучший анимационный фильм» получила картина «Бумажные цветы» Рамак Амины (Иран).

«Каждый образ – безмолвная поэма, каждый фильм – танец между светом и тьмой, приводящей в движения человеческие рассказы и сказки. Моя работа – это история путешествия женщины в поисках совершенства. Её поиск заключается в том, чтобы из внешнего мира прийти к миру внутреннему. Я и сама та женщина, которая нахожусь в путешествии, и в этом пути добралась до земли Татарстана», – поделилась Рамак Амина.

Победителем в номинации лучший режиссёр и лучший сценарист стал Салават Юзеев с работой «Гора влюблённых». А обладателем награды в номинации «Лучшая операторская работа полнометражного игрового фильма» стал оператор казахстанского фильма «Бауырына Салу» Жанарбек Елеубек. Победителями номинаций «Лучший актер полнометражного игрового фильма» и «Лучшая актриса полнометражного игрового фильма» стали Улмас Ораев из картины «Эволюция» (Узбекистан) и Сепиде Арман из «Газели» (Иран).

Обладатель Гран-при фестиваля Алексей Романов (Республика  Саха, Россия), картина «Легенды вечных снегов»

Кульминаций вечера стало объявление обладателя Гран-при за лучший полнометражный игровой фильм председателем жюри Метином Гюнаем. Абсолютным победителем XX Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар» стала работа якутского режиссёра Алексея Романова «Легенды вечных снегов».

«Я очень рад получить эту награду, особенно здесь. Ведь Казань для якутского кино имеет символическое значение. 28 лет назад, когда наш кинематограф только делал свои первые шаги, мы приехали в этот город с Днями якутского кино. Так что Казань дала импульс для развития якутского кинематографа, здесь якутсткое кино оперилось», – поделился эмоциями Романов.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика