Диалог — непростая вещь, поскольку изначально выводит человека из зоны комфорта и требует от него интеллектуальных усилий и расширения кругозора. Но в конечном итоге он приносит свои плоды[1].
Основной концепт этики разногласия (адаб аль-ихтилаф), лежащий в основе книги ученого Тахи Джабира аль-Альвани «От этики разногласий к преодолению распрей», представляет собой не просто призыв к вежливости в полемике, но систему интеллектуального, нравственного и юридического отношения к другому — как внутри исламской уммы, так и за ее пределами. Аль-Альвани утверждает, что несогласие акторов конфликта проявляет божественную волю, выраженную в словах Корана: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако, они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми — всеми вместе». (Коран, 11:118–119). По мнению аль-Альвани некоторые аяты, а именно приведенный выше понимаются ошибочно в связи с происхождением феномена разногласий.
Причиной тому предположение многих толкователей Священного Корана о том, что Всевышний Аллах сотворил людей для существования противоречий между ними, понимая это из слов: «Он сотворил их для этого» (Коран, 11:119). Хотя в действительности указательное местоимение «этого» предполагает милость, а не противоречия, то есть Он сотворил людей для милости, а не для противоречий
Разногласия и противопоставление между людьми в религии, культуре и обществе, это часть человеческой природы, но ислам предлагает этический инструмент, позволяющий превратить разногласие в источник развития, а не разрушения.
Книга профессора аль-Альвани «От этики разногласий к преодолению распрей» начинается с личных примеров критики самого автора и отношение к критике авторитетных ученых, работавших во времена аль-Альвани. Автор проблематизирует критику как невозможность диалога и подчеркивает, что «Этика разногласий» вызвала наибольший интерес из всех его книг. Когда была издана «Этика разногласий», являющаяся девятой книгой из серии «аль-Умма», с предисловием уважаемого Умара Убейд Хусна, она пришлась по душе многим людям и привлекла к себе пристальное внимание, более того — удостоилась повторного издания в тот же год, широко распространилась и стала известной[2].
Следует подчеркнуть, что научное наследие Тахи Джабира аль-Альвани впечатляет, как и его вклад в развитие исламской мысли. Во введении к «Этике разногласий» автором перечислена лишь малая часть его произведений.
В «Этике» автор показывает, как еще в ранние века ислама, в процессе становления исламского права и теологии имели место разногласия между имамами и учеными — представителями правовых школ. В книге приводятся примеры, как имамы и ученые приходили к выводам, спорили, и, довольно часто признавали легитимность других мнений. Не всегда, но довольно часто вместо жесткой поляризации и взаимных обвинений в заблуждении, между ними возникало взаимное уважение и понимание важности иджтихада — личного усилия в поиске истины. Присущая исламу традиция уважения к разногласию становится, по мнению аль-Альвани, основой для построения более широкого диалога — как внутри мусульманских обществ, так и между мусульманами и представителями других религий и культур. Поскольку книга изначально была адресована противоборствующим исламским политическим партиям в определенном регионе современного мусульманского мира, аль-Альвани особенно подробно приводит примеры из классического мусульманского исторического опыта. В частности, он анализирует случаи юридических разногласий между ранними факихами — разногласия, которые не выходили за рамки академических дебатов и не становились поводом для вражды.
Методы имамов различались по степени приоритета текстов и рационального суждения. Ханафиты тяготели к рационализму, маликиты — к синтезу традиции и пользы, шафииты — к строгой текстуальной приверженности, ханбалиты — к консервативному следованию хадисам, а захириты — к буквализму. Эти различия, закрепленные в мазхабах, обеспечили богатство исламской правовой традиции, но также стали источником длительных разногласий внутри уммы. Эти различия никогда не мешали ученым видеть высшие цели шариата и осознавать свою ответственность.
Этика разногласия у аль-Альвани опирается не только на моральные категории, но и на строгое богословское обоснование. Он подчеркивает различие между разногласием и расколом. Первое — это признанная форма мышления и толкования, допускающая множественность подходов; второе — разрушение общины, отказ от признания легитимности другого. В анализе важнейшего богословского разногласия о природе имамата, аль-Альвани писал: «…разногласия между различными группами и течениями из числа мусульман не выводят их из вероучения Ислама, потому как объединяющих моментов среди всех исламских течений, в которых проявляется милосердие по отношению к некоторым фанатичным последователям того или иного наследия, намного больше, чем разногласий и разъединяющих моментов. Мы все должны обращать внимание на эту основу и стараться не разрушать или не преступать ее»[3]. Преодоление раскола возможно только через возвращение к корневой этике исламской мысли, в которой уважение к разному является проявлением богобоязненности.
Такое переосмысление несогласия особенно актуально в современном мире, где границы между религиями, культурами и политическими системами все чаще становятся полем конфликта, а не сотрудничества.
Ключевым элементом методологии аль-Альвани является его акцент на макасид аш-шариа — целях исламского права. Он утверждает, что шариат не является сводом догматических запретов, а представляет собой систему, направленную на достижение и сохранение универсальных человеческих ценностей: жизни, разума, религии, достоинства, собственности и семьи. Прочитывая исламские источники через призму этих целей, аль-Альвани предлагает переосмысление множества богословских и правовых вопросов, включая отношение к инаковости. «Именно это и является целью: обнаружить точки соприкосновения и расхождения и, впитав в себя большую мудрость, унести ее с собой. Здесь-то и заключена объединяющая сила веры, как понимал это аль-Альвани»[4].
Такой подход позволяет не просто вынужденно и напряженно терпеть другое мировоззрение, но видеть в нем участника общего нравственного пространства. Это открывает возможности для межрелигиозного диалога на основе не теологических споров, а общего стремления к справедливости, милосердию, истине и миру.
Одной из сильнейших сторон подхода аль-Альвани является его отказ от жесткой дихотомии, где присутствуют две противоположных и взаимоисключающих позиции, к более гибкому и сложному пониманию реальности. По мнению аль-Альвани путь к истине — это процесс, требующий не только знания, но и этики. Истина не навязывается оппоненту, она возникает в пространстве, где у каждого есть право быть услышанным. Именно поэтому аль-Альвани столь последовательно выступает против такфира — обвинения в неверии, которое разрушает любую возможность диалога и взаимного признания. «….мы находимся в обстоятельствах, которые превращают любой вопрос в тему для споров, а данная школа удерживает от формулировки решения о неверии вкупе с обвинением в нечестии и нововведении — при наличии малейшей на то причины. Ведь некоторые люди расширили обоснование вероубеждения, не ограничиваясь Священным Кораном, который определяет его важнейшие аспекты пятью столпами. Они добавили к нему еще много другого, превысив тем самым количество основ, и, доведя его до двух сотен, стали обвинять друг друга в неверии»[5].
В его понимании религиозное знание без этики превращается в инструмент исключения, а не спасения. Методы, позаимствованные аль-Альвани из Корана и им же вдохновленные, оказываются исключительно актуальными не только для мусульман, но и для ученых, практиков и тех, кто занимается фасилитацией диалога, преподаванием в межкультурной среде и религиозным образованием. Его идеи можно применить в межрелигиозных семинарах, в разработке образовательных программ по толерантности и гражданскому миру, в подготовке фасилитаторов диалога и даже в политическом консультировании по вопросам религиозной политики.
По моему мнению, подход аль-Альвани подходит для предотвращения общения на «языке вражды», как это удалось величайшим личностям и ученым в истории ислама. Его подход требует глубокого уважения к контексту, отказа от универсализма как формы подавления, и открытости к критическому мышлению в рамках веры. Во многих государствах, где отсутствует развитая правовая традиция понимания светскости, свободы совести и права человека самостоятельно выбирать свою религию, особенно остро ощущается потребность в защите прав верующих, в обеспечении невмешательства религиозных институтов в политические процессы и в регулировании других чувствительных сфер.
Еще одной ценной идеей в методе аль-Альвани является популярная, проблематизированная многими иудейскими и христианскими авторами идея — интеграция разума и веры. Аль-Альвани настаивает на том, что иджтихад — это не прерогатива богословов прошлого, а обязанность современного мыслящего верующего сегодня. Это интеллектуальное усилие должно быть направлено не на поиск «единственно правильного ответа», а на осмысление множества возможных решений в зависимости от контекста.
Этот подход делает возможным диалог не только между религиями, но и внутри самой традиции, между поколениями, школами, культурами и цивилизациями.
Таким образом, метод аль-Альвани — это интеллектуальный и этический инструмент, способный создавать пространство уважительного и созидательного диалога, направленного на постижение Вселенной через науку и Коран. Концепты диалога Тахи Джабира аль-Альвани — это не только вклад в исламскую мысль, но и предложение миру: строить общие пространства на основе достоинства, разума и диалога. Диалог двух чтений, диалог культур и диалог мировоззрений — это позиции великого ученого, стремящегося к миру и к Богу.
[1] Альвани З. От Багдада до Лисбурга: лидирует ат-Та‘āруф // Тонкие грани различий: Лекции по христианско-мусульманскому диалогу Тахи Джабира аль-Альвани 2010-2017 (Russian) Под редакцией Ричарда Дж. Джонса. Международный Институт Исламской Мысли 1446 г. по Хиджре / 2025. — С. 8.
[2]Там же. — С. 5-6.
[3] Аль-Альвани Т. Дж. От этики разногласий к преодолению распрей / пер. с араб. Марлен Бекиров. –М.: 2023. — С. 226.
[4] Альвани З. От Багдада до Лисбурга: лидирует ат-Та‘āруф // Тонкие грани различий: Лекции по христианско-мусульманскому диалогу Тахи Джабира аль-Альвани 2010-2017 (Russian) Под редакцией Ричарда Дж. Джонса. Международный Институт Исламской Мысли 1446 г. по Хиджре / 2025. — С. 8.
[5] Аль-Альвани Т. Дж. От этики разногласий к преодолению распрей / пер. с араб. Марлен Бекиров. — М.: 2023. — С. 10.
Надежда Романовна Хан, заведующая кафедрой ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: