Признаки лицемера

. آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاثٌ إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وَإِذَا ائْتُمِنَ خَانَ[1]

Признаков лицемера три. Если он говорит, то лжет; если дает обещание, то нарушает его; если ему что-либо доверяют, он предает это доверие.

Известно, что говорить ложь — нечестие. Привычка лгать, появляясь в молодом возрасте, впоследствии становится регулярной, и человек, надеясь или даже не надеясь на некую выгоду, лжет и получает от этого удовольствие. Имам Малик передает от сподвижника Сафуана бин Сулейма хадис. »Кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха, а может ли верующий быть трусом?», и он ответил утвердительно. Его спросили: «А может ли верующий быть жадным?», и он снова ответил: «Да». Его спросили: «А может ли верующий быть лжецом?», и он ответил: «Нет«[2].

Смысл хадиса в следующем. Ответив отрицательно на вопрос о том, может ли верующий человек быть трусом, Посланник Аллаха дал понять, что, если трусость и жадность не противоречат тому, чтобы быть верующим, то произнесение лжи — противоречит.

То, о чем говорится в этом благородном хадисе, перекликается с бытующим среди нас высказыванием «Обещание — долг!»[3]. Но под обещанием имеется в виду обязательство сделать что-то доброе. Что же касается предосудительного и запрещенного Шариатом, то невыполнение такого обещания не говорит о лицемерии, напротив, является признаком настоящего мусульманина. Согласно установлению ислама, плохих намерений быть не должно, и не следует также выполнять обещание сделать нечто плохое. Однако нельзя категорично говорить о том, что люди, у которых имеются три этих признака, являются лицемерами, потому что обнаружение признака чего-либо не всегда непременно означает его наличие. В хадисе речь идет о том, что рабам Аллаха рекомендуется беречься от обладания тремя этими качествами, и этот хадис каждый должен применять лишь к самому себе, и не выносить суждения в отношении других.

Лицемерие (нифак) в терминологии Корана и хадисов означает противоречие между внешним и внутренним мирами в человеке, и лицемерит демонстрирующий то, что противоречит скрытому в его душе. Если человек внешне исповедует ислам, но в душе не верит, то он входит в число лицемеров, описанных в Коране. Если на вопрос «Кто такой лицемер?» откликнуться словами «Это тот, кто вошел в ислам через одну дверь и вышел через другую», то такой ответ будет правильным.

Нет никакого сомнения в том, что среди мусульман имеются такие, которые лгут когда говорят (или пишут) что-либо, не сдерживают обещаний, поступают вероломно с теми, кто им доверился. Пусть сами они будут какими угодно, но эти их дела — признак лицемерия. И, если в действительности они являются чистыми людьми, и эти качества пристают к ним незаслуженно, то следует навсегда избавиться от них. Признаки лицемерия, упомянутые в этом хадисе, являются самыми известными, и возможно, есть и другие помимо них (подробное разъяснение того, что есть ложь, дается в 240 хадисе, а разъяснение несоблюдения обещаний дается в хадисе 238).

Первоначально лицемерие проявилось в Медине, и досточтимый Посланник Аллаха претерпел от лицемеров очень много огорчений и неприятностей.

-------------------------

[1] «Сахих» Бухари (I/14 и III/162-189) и «Сахих» Муслима (I/32) (прим. Р. Фахреддина).

Кроме аль-Бухари (хадис № 2682, 2749 и 6095) и Муслима (хадис № 92 и 93), этот хадис в различных похожих версиях также передали ат-Тирмизи (хадис № 2631), ан-Насаи (хадис № 5021), Ахмад бин Ханбаль (хадис № 8470, 8913 и 10542), Ибн Хиббан (хадис № 257) и другие (прим. пер.).

[2] «Аль-Муватта» Малика (с. 388) (прим. Р. Фахреддина).

У Малика это хадис под № 1862 (прим. пер.).

[3] В некоторых книгах хадисов передаются хадисы типа «Обещание — это долг» и «Обещание верующего — долг» (прим. Р. Фахреддина).

 

Из книги Ризаэддина Фахреддина «Джавами’у-ль-калим» 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика