Медресе Мухаммадия было одним из крупнейших исламских образовательных учреждений в России и по праву называлось Татарским университетом в дореволюционную эпоху.
С момента основания в 1882 году до 1918 года из его стен вышли тысячи квалифицированных выпускников, ставших гордостью татарского народа и других тюркских народов.
Сегодня более тысячи студентов обучаются в Мухаммадии — на дневных, вечерних и заочных отделениях. Выпускники успешно работают в мечетях, исламских образовательных учреждениях и других организациях, укрепляя дух ислама и ценности веры, присущие татарскому народу.
Поразительное сходство двух личностей и двух эпох
Валиулла Якупов описал возрождение медресе Мухаммадия в длинной статье, которую затем превратил в книгу под названием «Медресе Мухаммадия: преемственность традиций», опубликованную в 2008 году. Позже он подготовил обширное исследование о религиозном образовании в Татарстане, законченное и подготовленное к изданию ещё при его жизни, но вышедшее уже после его гибели в 2012 году под названием «Исламское образование в Татарстане». В этой работе он указал на скрытую, но глубокую связь между прошлым и настоящим в области религиозного образования.
Он провёл интересное сравнение двух 90-х годов — XIX и XX веков, разделённых столетием, указав на сходство социально-политического положения в стране и духовного состояния татарского народа в обе эпохи.
В 1891 году Галимджан Баруди стремился подготовить новую элиту для татарского народа через реформу и развитие системы образования: он разработал эффективную учебную программу, написал и издал учебники, подготовил квалифицированный преподавательский состав. Его выпускники стали элитой общества — учёными, поэтами, писателями, мыслителями.
Медресе Мухаммадия стало одним из крупнейших исламских учебных заведений России и называлось Татарским университетом в дореволюционную эпоху.
А в 1991 году, спустя сто лет, Валиулла Яккубов пошёл по стопам Галимджана Баруди и заложил основу новой элиты для татарского народа, возродив одно из важнейших исламских образовательных учреждений — медресе Мухаммадия.
Совпадение ли это? Вряд ли. Сила воли, упорство, труд, осознанность, искренность и вера в идею способны изменить судьбу.
Таким образом, между двумя этими личностями существует множество общих черт, несмотря на то что они жили в разные времена.
Галимджан Баруди и Валиулла Якупов — два служителя ислама
Они посвятили свою жизнь духовному служению, были преданными слугами знания, защитниками веры, несли её свет с твёрдостью и целеустремлённостью, стремились воспитать лидеров, призывающую к добру, к благонравию, к воспитанию молодёжи. Они были сосредоточены на созидательной работе, не стремились к показухе и не тратили время впустую. Их жизнь стала воплощением этих ценностей.
В середине 90-х я уехал из Москвы, и контакт с братом Валиуллой прервался до 1997 года, когда он приехал в Баку в составе делегации на научную конференцию. Мы снова встретились, и я услышал от него новость о возвращении здания медресе Мухаммадия.
Валиулла — заместитель муфтия
После осознания риска религиозной анархии и возможной радикализации ситуации при отсутствии единого духовного центра, власти Татарстана решили объединить исламские структуры под единую организацию.
На объединительном съезде Валиуллу избрали заместителем муфтия по взаимодействию с государственными структурами. Это позволило ему вернуть множество исламских вакуфов (исламского имущества), национализированных советским государством и использовавшихся в нерелигиозных целях.
Помогла в этом поддержка влиятельного лидера республики — Минтимера Шаймиева, который сыграл ключевую роль в том, чтобы Татарстан избежал кровавого конфликта в ельцинскую эпоху.
Напомним, знаменитая фраза Ельцина «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» была произнесена именно в Казани.
Шаймиев не поддался на провокации, в отличие от лидеров на Северном Кавказе, и этим спас народ от кровопролития.
План, обучение, возвращение вакуфов
Валиулла сразу приступил к системной работе — составил план, сосредоточившись на миссионерской и образовательной деятельности, создании исламского университета, а затем и академии.
Он изучал международный опыт, посетил Турцию, прошёл курсы в Академии госуправления при президенте РФ, после чего выстроил механизм возвращения вакуфов и их финансирования. Среди возвращённых объектов был и мечеть Апанаевская с примыкающим к ней зданием школы.
Возрождение мечети Апанаевская
С 1999 года Валиулла мечтал восстановить мечеть Апанаевскую — вторую каменную мечеть Казани, построенную на руинах более древней, разрушенной при захвате города.
Во времена Екатерины II было разрешено тюркским дворянам строить деревянные мечети, а позже — две каменные: мечеть Апанаевская и мечеть Марджани.
Эта мечеть была символом: разрушение, восстановление, снова упадок и забвение в советское время. Здание было превращено в детский сад, перегорожено комнатами, находилось в плачевном состоянии.
Валиулла сделал возвращение мечети делом всей жизни, добился этого после долгой бюрократической борьбы, реставрации и повторного открытия для молитв.
Он гордился тем, что стал её имамом и проповедником.
Школа при мечети
Школа, расположенная в отдельном здании на той же улице — в историческом татарском районе Казани (Татарская слобода) — была также возвращена.
Сейчас она используется для преподавания Корана, проведения курсов, конференций, подготовки имамов и проповедников. Некоторые выпускники недавно победили в международных конкурсах по хафизу (запоминанию Корана).
Сегодня мечеть и школа признаны памятниками архитектуры и охраняются законом.
Шахада — достойный финал
Утром 19 июля 2012 года, в беспрецедентной атаке, неизвестный открыл огонь по Валиулле у его дома. Он смог дойти до машины, но спасти его не удалось.
В то же утро была взорвана машина муфтия, которому удалось избежать гибели.
Ответственность возложили на некую организацию «Моджахеды Татарстана», связав с радикальной группой из Чистополя.
Валиулла открыто противостоял экстремизму, считая умеренный ислам лучшим путем для мусульман. Следствие назвало это одной из причин покушения.
Власти объявили о ликвидации подозреваемых, но результаты расследования до конца не раскрыты.
Центральные власти осудили нападения, Путин наградил Валиуллу и муфтия орденами, но настоящей наградой была любовь и признательность людей.
Каждый год 19 июля друзья, ученики и прихожане мечети Апанаевской посещают его могилу и проводят научные семинары.
Академия наук и исследовательские центры организовали ежегодную программу «Чтения Яккубова», чтобы изучать его идеи и продолжать его путь. Это давняя традиция в России.
Заключение
Это воспоминания и размышления после недавнего визита в Казань — в память о дорогом брате, который служил исламу с искренностью и трудолюбием.
Он не искал покоя, неустанно трудился, многое сделал для нашей уммы и веры.
Пусть Всевышний примет его дела, сделает их садака-джария, и наградит его.
Как не удивляться масштабам того, что Всевышний совершил через него за такую короткую жизнь: молодёжный центр, издательства, газеты и журналы, книги и исследования, мечети и вакуфы, школы и дома знаний, светлая память и добрая слава.
Да будет всё это признаком Его благоволения. Да помилует его Аллах.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: