Касым абы… Светильник в ночи Казани

Касым Нуруллин дома у автора (1990 год)

Касым Нуруллин дома у автора (1990 год)

Теги:


1
24 Августа (29 Сафар)

(1) Первая встреча: лицо Казани

Касым абы — или «Касым бабай», как шепотом называют его любящие, — это «дядя Касым» для тех, кто почувствовал тепло его руки, и «бабай» для тех, кто вкусил мудрость и нежность старца. «Абы» на татарском значит «старший брат» и употребляется в знак уважения к старшим; арабскому слову «амм» (дядя) это слово близко по смыслу. А «бабай» — это дедушка, к которому возвращаются к истокам. Как бы его ни называли, все эти имена — выражение любви и почтения к необыкновенному человеку в эпоху, бедную на таких, как он; человеку, который посвятил себя и свое имущество Богу и прожил жизнь, призывая к Нему с мудростью и добрым наставлением.

Я познакомился с ним в конце восьмидесятых в Москве, и вскоре откликнулся на его приглашение приехать в Казань. Мы прибыли туда на рассвете морозного зимнего дня: снег падал густо, ветер хлестал перрон, но дядя Касым стоял там с улыбкой, способной рассеять холод зари. Мне показалось, что в Казани холоднее, чем в Москве, но тепло разлилось по моим жилам, как только открылась дверь его дома. Он взял меня за руку и ввёл в свой дом, открыв прежде всего сердце. Я прожил у него несколько дней — они стали для меня целой маленькой жизнью, к которой я возвращаюсь всякий раз, когда мир кажется тесным, и тогда в моем сердце воцаряется его спокойствие.

Казань я узнал через его лицо; улочки вели меня к нему, памятники открывали мне свои тайны. Он повёл меня в путешествие по утраченной татарской традиции, словно указывал мне путь к славному прошлому: здесь стояла мечеть, там была мусульманская школа, это — дом кади, ушедшего из жизни, а то — жилище учёного, убитого… Это было странствие по ущельям памяти и долинам наследия.

Он подарил мне альбом фотографий, собранных им самим: старые татарские мечети до Октябрьской революции — прекрасные деревянные постройки, разбросанные по разным городам. То был клад, освещавший спрятанную историю и открывавший двери изумления, которое я ощущаю всякий раз, листая эти снимки. У него дома я впервые увидел старые книги Шигабутдина Марджани, с пожелтевшими страницами и потемневшими краями, и почувствовал, что глазами касаюсь самих корней.

То было моё первое посещение Казани, и тогда же я познакомился с братством «абылар» (множественное от «абы» по-татарски): Талгат абы, Абдульхак аби, Юнус абы — редкие мужи, державшие в руках огонь призыва к Богу, работавшие, насколько хватало сил, чтобы сохранить пламя живым. Они учили татарских детей основам религии и стихам Корана арабской графикой… не страшась преследования властей. Да воздаст им Бог!

Я размышлял об их решимости: вера твердая, как горы, убежденность, противостоящая давлению времени; они ходили в зимнюю стужу с сердцами, согретыми поминанием Аллаха, сохраняли молитву в самые тяжёлые времена и были переполнены любовь к Пророку ﷺ. Их любовь была не лозунгом, а постоянным трудом, молчаливым служением и надеждой на награду, без ожидания благодарности.

И я удивлялся: как они достигают таких высот искренности и веры? Какая это убежденность, которую не ломают тяготы и не растапливают горящие угли? Откуда у них это стойкость? Это религия фитры, врожденной природы: если её сладость коснется сердец, то они утверждаются, и тогда бури становятся для них лишь прохладным ветерком.

А некоторые из моего народа не ценят даров, доступных прямо перед ними: освещённые мечети, множества Коранов, азан, разделяющий день, — но их сердца холоднее казанской стужи. Благодарность — это дело прежде, чем слово; верность Посланнику Аллаха ﷺ — это образ жизни прежде, чем гимн.

Касым абы рассказывал мне, что однажды осмелился подать прошение о поездке на хадж. В то время паломников из Советского Союза было меньше, чем пальцев на одной руке. Касым абы был признанным специалистом на заводе, уважаемым и почитаемым, и полагал, что его преданность труду будет вознаграждена принятием просьбы. Но власти разгневались лишь от самой мысли об этом. Ему предложили туристическую поездку за границу и автомобиль «Волга», но он ответил: «Я хочу лишь дорогу к Древнему Дому». Дороги к его мечте были перекрыты, пока не рухнула хватка правящей клики и не открылись пути для путешествий, и тогда мечта снова стала возможной, засверкав на близком горизонте, как звезда.

Касым абы с соратниками читают намаз на митинге в центре Казани (1989 год)

(2) Школы без вывесок: зерно добра

Лето за летом дядя Касым открывал двери своего тихого дома для детей — среди которых была и девочка, ставшая позже спутницей моей жизни, — принимая их для проживания и изучения религии в те времена, когда само слово «религия» произносилось шёпотом, а обряды совершались за занавесками осторожности.

Вместе с «абылар» дома превращались в маленькие воспитательные лагеря: низкие скамеечки, тетради в линейку, ручки и карандаши, нежные пальчики, стучащие в дверь букв; затем аяты и суры, вверяемые в память и смягчающие языки. Он учил их омовению и молитве, вкладывал в руки правила приветствия, пробуждал в их сердцах дух служения и щедрости.

Когда приходил вечер и шум затихал, по комнате разливалась тёплая история из благословенной сиры, в воздух поднимался пар татарского чая, а детские пальчики липли от мёда чак-чака.

Он сопровождал их в дом Абдульхака абы, где его жена Нажия апа обучала малышей алфавиту Корана: «Алиф… Ба… Та…». В доме Талгата абы они делили уроки и игры с его детьми — Рустемом и Зухрой. Так дома этих первопроходцев становились школами без вывесок — самодеятельность, приближение к Богу, упорство в распространении добра несмотря на зоркие глаза надзора.

Дядя Касым говорил детям при расставании: «Вера, мои дети, начинается с сердца; если оно исправно, то и органы тела прислушиваются к нему». И они возвращались с каникул более укоренившимися в убежденности и более заботливыми в благодеянии.

Из числа этих малышей вышли те, кто позже понес Коран даже в самых суровых местах. То тёплое семя, посеянное в доме дяди Касыма и его друзей, не увяло, а выросло и прорвало тюремные стены, чтобы однажды заявить: свет не гаснет, как бы долго ни длилась тьма.

(3) Светильник в серых коридорах

Огни Казани погасли на исходе советской эпохи, оставив молодежи длинную серую ночь: банды, рождавшиеся во тьме, молодые шаги, теряющие будущее и уведённые в колонии для несовершеннолетних. Туда (в начале 90-х), в коридорах без окон, Касым абы входил, словно маленький фонарь, излучая вокруг тепло, которого хватало, чтобы каждая душа увидела свой путь. Он не приносил лозунгов и листовок, а приносил свет, успокаивающий сердца.

В самых холодных уголках казанских колоний, где серый цвет господствовал и над стенами, и над лицами, появлялся человек с маленькой, но значительной походкой; в его кармане была горсть «ириски» (карамели), кусочек сахара, а в сердце — нечто более сладкое: милосердие, охватывающее всех. Он проходил коридорами, словно скрытый ветерок; протягивал руку виновному прежде, чем невиновному, чужому прежде, чем близкому. Когда он улыбался, из складок его лица струилась тишина и умиротворение. Это был Касым абы.

Когда он останавливался у двери, его слова всегда начинались с вопроса, который знали все: «Ты звонил маме?» — эта фраза была его ключом к сердцам. Потом он улыбался и шептал:

— «Как твоё имя, сынок?»

И после короткого диалога, касавшегося сердец, юноша, пряча стыд, спрашивал: «Как думаешь, Он простит меня?» Тогда Касым абы клал ладонь на его плечо и говорил:

— «Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный… Дверь покаяния открыта. Давай руку — начнём заново».

Он знал, что путь возвращения к прямому пути начинается с тонкой нити — материнского сердца; и что тот, кто заботится о довольстве ожидающей матери, тому легче вернуться к Господу, радующемуся покаянию Своих рабов.

Когда он пожимал руку, в ней оставалась «ириска», блестящая, как янтарь, а в груди — отблеск огня, что не гаснет.

Он начал своё служение, когда услышал о западных миссионерских организациях, заходивших в тюрьмы, чтобы использовать трудные обстоятельства и увлечь юношей. И сказал себе: «Мы больше имеем право на наших сыновей». Тогда он пошёл один, постучал в двери колоний, входил в крепости, к чьим стенам многие боялись даже приблизиться. И говорил: «Это наши дети, даже если они сбились с пути». Он отправился по трудному пути, призывая к Богу с мудростью и добрым наставлением.

А на другой стороне чиновники долго рассуждали о том, как вернуть их в общество перевоспитанными; а он сокращал дорогу одним делом: зажечь свет внутри человека, вернуть сына к матери и не оставить его одного. Он мягко обходился с новыми заключенными, не спрашивал об обвинениях, а интересовался их положением и семьями, оставляя в руке карамель, а в сердце — свет.

Таким он был: дядя Касым, «абы» — не титул, а сердце, при улыбке которого отступала тьма, и при появлении которого в стене открывалось окно надежды.

(4) Величие справедливости и мягкость призыва

Так как вера не бывает полной без дел, дядя Касым начал с маленькой комнаты для молитвы — узкой, но вместительной для молящихся, как сердце, что вмещает надежду. А потом, над зданием пожарной части той колонии, поднялся первый минарет, прорезавший тишину.

В декабре, когда холод щипал уши, он стоял на крыше среди юношей: натягивал верёвки, поднимал вёдра, укреплял минарет, чтобы это здание стало убежищем для кающихся. Это была первая большая улыбка в месте, где улыбки были редки.

Он не только обучал молитве; он выводил буквы на белых листах и вкладывал ручку в пальцы, забывшие алфавит: «Алиф…», «Ба…», «Та…» Начал с пяти учеников, а потом их стало множество, образовалась группа, которая заучивала и красиво читала Коран, и они были отмечены плодами своего знания.

Когда ему вручили награду — поездку на хадж, — он смиренно сказал: «Поменяйте её для меня на поддержку мечети, на книги и тетради». А когда его в конце концов обязали поехать, он согласился, чтобы «молиться за каждого поименно».

Он видел себя одним из них, подражая нраву Пророка ﷺ, о котором сказал Аллах:

«К вам пришёл посланник из вас самих; тягостно для него то, что вы страдаете; он заботится о вас, к верующим сострадателен и милосерден».

Но он был твёрд там, где требовалась твёрдость: когда он столкнулся с избиением новичков, унижающим их, то возразил с достоинством: «Это не ваше право. Разве подобает так унижать человека? Если вы не прекратите это сейчас, я передам дело в прокуратуру». Насилие остановилось у порога его слов — не потому, что он был влиятелен, а потому что у справедливости, произнесённой с уверенностью, есть непреодолимое величие.

Он был щедр, когда голод испытывал терпение. Когда у общины молящихся стало мало пищи, он просто сказал, словно совершая чудо: «Вы что, ждёте Курбан-байрама, чтобы поесть мяса жертвенных животных?» — и принёс им мясо телёнка, напоминая, что Коран нельзя хранить без хлеба, которого хватает.

Первая мечеть сгорела, но он не сломился; на её пепле он построил новое молельное помещение. И прежде чем здание было завершено, дядя Касым ушёл к своему Господу. Мечеть была названа его именем — не потому, что имена украшают стены, а потому что эти стены были плодом его рук.

Передают, что за несколько часов до смерти он медленно поднялся по лестнице, положил руку на грудь и сказал окружающим: «Мой Господь зовёт меня».

О нём можно сказать словами, сказанными имамом Ахмадом о аш-Шафии: «Он был, как солнце для мира и как здоровье для тела». Таков был Касым абы для своих воспитанников, узников исправительных колоний. Один из них сказал: «Он был милостью, ниспосланной нам с небес; а кусочек „ириски“ из его руки снимал часть горечи жизни».

(5) Наследие оставшегося света

Дядя Касым не написал автобиографию своей рукой; её написали те, кого изменила его жизнь. Они начертили её его вниманием к просящему ещё до того, как он заговорил, теплом ладони, гладящей голову заблудшего юноши, маленькой конфетой, что обещала великое возвращение.

И сегодня, в колониях Татарстана и их молельных залах, его след ощутим: имам, знающий имена и заботы людей, молельная, где сердца сходятся на поминании Аллаха и мольбе. Там понимаешь, что его шаги до сих пор указывают дорогу — от дрожащей буквы на дощечке до мольбы, поднимающейся над стенами. Это — часть его оставшегося наследия.

И если награды вручают тем, кто служил людям, то самая великая из них — это когда твоё имя остаётся мольбой на устах тех, кто тебя не знает, и когда твоё присутствие после ухода становится доброй традицией, распространяющейся, как милость.

И если нас спросят: «Кто такой дядя Касым?» — мы скажем: это светильник Казани и проповедник милости, который осветил путь заблудшим.

Али Абу Исам

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Нурислам 24 Августа
Ответить

Бик яхшы кеше иде, урыны оҗмахта булсын, мине бик якын итә иде, 2001 елда бергә хаҗда булдык.

Реклама

Яндекс.Метрика