Иран на пороге Перестройки

Исламская республика отказывается от революционного наследия в лице "полиции нравов"

В Иране решили ликвидировать «полицию нравов». Эксперты ломают голову и обсуждают, является ли эта мера попыткой «выпустить пар» из протестующих против ухудшения экономического положения в стране и продемонстрировать видимость изменений, ничего не меняя, или власти Ирана пошли по пути смягчения запретов.

В свое время Исламская революция в Иране очень сильно напугала правящие круги и в США, и в СССР. У обеих свехдержав были выстроены свои отношения с верхушками в различных странах с преобладающим мусульманским населением, а подобное событие могло переменить все течение политической жизни на Ближнем Востоке.

СССР ввел войска в Афганистан, испугавшись, что и там по примеру Ирана власть возьмут представители религиозных кругов. США постарались максимально усложнить жизнь новой иранской власти, заморозив все деньги государства на счетах в американских банках, а затем поддержав Саддама Хуссейна в его войне против Исламской республики. 

Однако, судя по всему, влияние Исламской революции на ближневосточный регион было переоценено. Идеи шиитских муджтахидов о том, что народ имеет право свергнуть несправедливую власть, не нашли широкого отклика среди преимущественно суннитского большинства в исламском мире.

Иранский фактор, в основании которого лежит наличие военно-политического движения «Хезболла», достаточно мощно «выстрелил» во время Ливанской войны 1982 года, когда предположительно шиитское движение «Амаль» (официально оно так не взяло на себя ответственность) применило атаку смертников на казармы американского и французского воинских контингентов в оккупированном Бейруте. 

В Сирии и Ираке этот же фактор привел к шиитско-суннитскому противостоянию, которое далеко от своего завершения, и говорить о его благотворном влиянии на ситуацию, особенно в Ираке, не приходится.

Впрочем от «экспорта» Исламской революции иранское руководство окончательно отказалось, начав в 2005 году переговоры о «Соглашении по иранской ядерной программе». В 2015 году «ядерная сделка» была заключена между между Ираном и группой государств, известных как 5+1: США, России, КНР, Великобритании, Франции (пять постоянных членов Совбеза ООН), а также Германии. В обмен на снятие экономических и политических санкций Исламская республика обязалась отказаться от обогащения урана и создания ядерного оружия и допустить на свои ядерные объекты инспекции МАГАТЭ.

Таким образом правящий класс Ирана пошел на сделку с «большим Сатаной», как характеризовал США, да и весь Запад, в целом покойный лидер Исламской революции аятолла Хомейни. В общем и раньше были прецеденты, типа сделки «Иран-контрас», когда на фоне антизападной и антиизраильской риторики правящий класс страны шел на необходимые контакты и с Вашингтном, и с Тель-Авивом, извлекая из них свою пользу. 

На сделки с американцами Исламкая республика идет «не от хорошей жизни». По подсчетам в рамках программы по изучению современного Ирана, проводимой Стэнфордским университетом, стране за более чем 40 лет нахождения под санкциями так и не удалось восстановить подушевой ВВП до уровня 1978-го, последнего предреволюционного, года. Таким образом властям пришлось заключить соглашение с ведущими странами Запада, что фактически означает отказ от политики предыдущих лет. И все это на фоне массового недовольства и протестов населения экономическими трудностями и ухудшением уровня жизни.

Наряду с невостановленным за четыре десятилетия ВВП властям страны так и не удалось привить определенным слоям населения желание добровольно носить хиджаб. Известно, что выезжая за границу, многие иранки снимают свои хиджабы прямо в самолете, а за пределами Исламской республики щеголяют с непокрытыми головами, чего можно с избытком наблюдать на ныне проходящем Чемпионате мира по футболу в Катаре. Как видно, далеко не все в Иране, как говорилось в советские времена, «прониклись революционным сознанием».

Поэтому ликвидацию «полиции нравов» можно расценивать как еще один символический жест по отказу Ирана от своего революционного наследия.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика