Чтобы подробно рассмотреть наиболее удачные способы взаимодействия с культурными конфликтами и различиями между исламской и западной цивилизациями, мы нуждаемся в теоретической базе. Мы можем найти её в трудах арабского философа Тахи Абдуррахмана[1], посвященных проблеме диалога.
По мнению Абдуррахмана, «диалог изначально являлся основой речи, однако позднее к нему также добавились функции угрозы и регулирования. У диалога есть ряд важных свойств, которые можно назвать инструментальной, внутренней и внешней функцией».
Инструментальная функция диалога заключается в том, что «он дает права и устанавливает обязанности. Диалог дает тебе право на суждение: ты можешь высказывать то или иное мнение, а также разделять или критиковать точку зрения собеседника. Но вместе с тем диалог налагает и обязанности: если ты высказываешь суждение, то обязан его обосновать. Суждение должно подкрепляться аргументами, а критикующий его должен эти аргументы выслушать».
Таким образом, диалог по Тахе Абдуррахману – «божественный дар, данный человеку, чтобы он развивал свое умение аргументировать. Это свойство и есть суть того, что мы называем инструментальной функцией диалога».
Внутренняя функция диалога заключается в том, что «он возвращает тебя к собственным корням. Человек никогда не бывает в абсолютном одиночестве: внутри него всегда есть и Другой. Это подтверждается тем фактом, что человек способен разговаривать сам с собой.
Следовательно, процесс диалога согласуется с природой человека, который, даже будучи в одиночестве, представляет собой некое множество. Тот факт, что наше воображение способно создавать собеседников, подтверждает это свойство. Сама по себе способность к диалогу определяется наличием Другого внутри индивида. Знакомясь с людьми извне, я в той же мере создаю новых собеседников внутри себя. Иными словами, диалог, который я веду с другими людьми и который дает мне возможность делать выводы и подкреплять их аргументами, имеет истинной целью самопознание. Через диалог с другим человеком я познаю себя. В этом и заключается его внутренняя функция».
И, наконец, внешняя функция диалога «заключается в той информации, которую мы из него получаем где бы ни случилась встреча».
Абдуррахман считает, что диалог – это «долг человека и должен охватывать все слои общества. Ведь, используя свою способность к диалогу и развивая её, мы в большей мере реализуем свой гуманитарный потенциал и совершенствуем умение делать аргументированные выводы»[2].
С другой стороны, принцип диалога и печать отличия от других культур – важнейшие качества исламской цивилизации, «цивилизации языка и дискурса», начиная с книги, которая является её краеугольным камнем и основой порождаемых ею знаний – Благородного Корана. Эта книга несет в себе дух диалога и основывается на принципе беседы. Для любого обратившегося к ней человека очевидны полемические формы, которые опираются на вопрос, восхищение и обращение к собеседнику. Природа Корана носит полемический характер, и мы можем получить из него знания об основах, требованиях и этике диалога.
Диалоговая природа исламской культуры не ограничивается лишь полемикой, в её основе лежит производство знаний и развитие наук. Исламское знание не возникает в отрыве от дискуссий и диалога, а формируется в ходе диспутов и диалогов между учеными на всех уровнях фикха[3], калама[4] и языка[5].
Опираясь на эту теоретическую базу, мы видим, что глобальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются все цивилизации, культуры и нации, требуют, более чем когда-либо прежде, совместных размышлений о том, что эти культуры и нации объединяет.
Поводов для разногласий и противоборств в мире становится все больше, и они ежедневно подпитываются от войн и конфликтов в различных частях света. Но одна из задач мудрецов этого мира – размышлять о том, что нас объединяет, а не разделяет.
Есть ряд общих основ и ценностей, которые мудрецы должны защищать перед лицом повсеместно распространяющейся риторики насилия и смуты. Вот они:
• Уважение общечеловеческого братства,
• Признание неприкосновенности жизни человека, его собственности и частной жизни,
• Внимание к окружающей среде и её защита,
• Распространение ценностей коммуникации, взаимопонимания, сотрудничества и здоровой конкуренции в обустройстве Земли как нашего общего дома.
Наконец, говоря о западной и исламской цивилизациях, мы имеем в виду древние культуры Европы и мусульманского мира, возраст которых насчитывает тысячелетия, а не «новорождённые» западные цивилизации, которые сеют смуту и разжигают войны и конфликты.
[1] Таха Абдуррахман (род. 1944) – марокканский философ. Благодаря своим работам, написанным на стыке философии и лингвистики, считается одним из крупнейших арабских мыслителей последних десятилетий. – Прим. пер.
[2] См. Таха Абдуррахман. Границы разума в современную эпоху. Ч.2. Интервью телеканалу Al Jazeera//[Электронный ресурс] URL: https://www.aljazeera.net/programs/approaches/2006/5/26/طه-عبد-الرحمن-حدود-العقل-في-العصر-الحديث-ج2 – Прим. авт.
[3] Фикх (от араб. знание, понимание) – мусульманская доктрина о правилах поведения, а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). – Прим. пер.
[4] Калам (от араб. слово, речь) – 1)в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, 2) спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.
[5] См. Карим Мухаммад. Диалоговая природа Корана. // Сайт Тахи Абдуррахмана, 27.04.2015. URL: http://www.tahaphilo.com – Прим. авт.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Непрактично. Опять диалог, ради диалога, или иначе говоря "разговоры в пользу бедных". Конечно, как первый этап подходит, но ведь и дальше надо двигаться.