Место буквы в эпоху цифровизации

Мастер-класс Рамиля Насыбуллова

Мастер-класс Рамиля Насыбуллова

Теги:


0
04 Мая (25 Шавваль)

 В Казани проходит выставка «Возрождая татарскую мусульманскую каллиграфию»

Вот уже на протяжении 14 лет в Российском исламском институте, что в Казани, действует Центр арабской каллиграфии «AN-NAMIR». За это время центр под руководством выдающегося каллиграфа (хаттата) Рамиля Насыбуллова выпустил немало талантливых учеников, среди них – Артур Писаренко, который в год 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией от руки начал писать Священный Коран.

И вот сегодня в стенах РИИ открылась выставка под названием «Возрождая татарскую мусульманскую каллиграфию», которая демонстрирует наглядно, что представляет из себя казанская школа мусульманской каллиграфии. Среди представленных работ – изображения, опубликованные ранее в телеграмм-канале «Миллиард.Татар» в виде открыток, приуроченных к таким мусульманским праздникам и памятным датам, как Курбан-байрам, наступление месяцев Раджаб, Шабан, Рамадан, благословенные ночи «Кадер кичәсе», ночь Бараат, Исра и Мирадж. Это проект был реализован совместно интернет-изданием «Миллиард.Татар». Авторами же работ выступили Рамиль Насыбуллов и два выпускника Центра – каллиграф Артур Писаренко и дизайнер Расул Гайнанов.

По словам ректора РИИ и КИУ Рафика Мухаметшина, сегодня процесс возрождения каллиграфии идёт довольно быстро, однако здесь достаточно непрофессионалов, которые, умея красиво рисовать, но, не владея арабским языком и не зная основ, занимаются этим.

Работы Рамиля Насыбуллова

«Что же касается нашего Центра, то мы пытаемся возрождать традиции на профессиональном уровне. Сам Рамиль хазрат получил классическое исламское образование в Турции и имеет иджазу – лицензию на преподавание. За время своей работы он расшифровал личные печати золотоордынских правителей, Шигабутдина Марджани и Каюма Насыри, сделал персональные тугры-печати для Президента России Владимира Путина, Раиса Татарстана Рустама Минниханова и других высокопоставленных лиц», – поделился Мухаметшин.

В свою очередь заместитель главного редактора «Татар-информ», участник проекта «Миллиард.Татар» Арслан Минвалеев анонсировал новую выставку, на которой будет представлена работа Насыбуллова по установлению личных печатей Шигабутдина Марджани и Каюма Насыри.

«Татарская школа пытается внести свой вклад в классическую арабскую каллиграфию»

По словам каллиграфа, выпускника Центра арабской каллиграфии при РИИ Артура Писаренко, к сожалению, в ракурсе внимания общественности и СМИ преимущественно находятся именно татарские шамаили, тем самым отодвигается на второй план классическое исламское искусство.

Каллиграф Артур Писаренко

Представляя свои работы, Писаренко отметил, что в татарских газетах в своё время был очень распространён стиль рика (или рука, если на арабский манер; это такой стиль письма, который характеризуется обрезанными буквами, состоящими из коротких прямых линий и простых изгибов, а также прямыми и ровными строками текста).

«Современные каллиграфы и художники могут обвинять, что мы занимается средневековьем, но если специалист взглянет на эти работы, то увидит, что это не классика в своём стопроцентном проявлении, а работа с использованием нетрадиционных элементов, основанная на определённых аргументах», – поясняет каллиграф, добавляя, что татарская каллиграфическая школа пытается внести свой вклад в классическую арабскую каллиграфию.

«Классическая каллиграфия – самая передовая вещь»

Основатель и руководитель Центра арабской каллиграфии при РИИ Рамиль Насыбуллов отмечает, что и работа Центра, и такие выставки служат важным драйвером для популяризации настоящего татарского искусства, которое прервалось в XVI веке.

Инструменты каллиграфа

«Сейчас обретает второе дыхание классическая форма орнаментации, использовавшаяся у татар ранее», – поясняет хаттат.

Среди его работ, представленных на выставке, – логотип Российского исламского института, печать хана Тохтамыша, печать государства Ильханат (это ранее существовавшее монгольское ханство, созданное в 1259 году монгольским военачальником Хулагу, сыном Толуя и внуком Чингисхана; занимал Ильханат территории, которые ныне являются частью таких современных государств, как Иран, Азербайджан, Туркменистан, Пакистан, Афганистан и Армения; исчез ильханат в 1335 году).

Демонстрируя свои работы, Насыбуллов отметил необычный формат печати – квадрат, что свойственно китайской традиции. Это говорит о том, что татарская культура тесно связана с цивилизацией Дальнего Востока не только через музыку и одежду, но и через печати. Эта «мода» передалась татарам через монгольские ханства.

«Что касается классической каллиграфии, то это самая передовая вещь. Вообще любое искусство имеет тенденцию к развитию, а самая развитая точка – ближе к современности. Именно поэтому классическая каллиграфия – самое развитое её состояние», – уверен хаттат.

Рамиль Насыбуллов, хаттат, директор Центра арабской каллиграфии "AN-NAMIR"

В заключении экскурсии по экспозиции, Рамиль Насыбуллов представил свою иджазу и отметил, что в Центре обязательно каждому выпускнику при успешном прохождении обучения (которое может длиться и 6 лет, и 10, и даже всю жизнь) выдаётся иджаза, будь то стиль каллиграфии, орнаментация или искусство восточного переплёта книг.

Что есть арабская каллиграфия и почему она так важна?

Арабская каллиграфия является одной из составляющих арабского языка, это наука о совершенствовании букв. При изучении арабской каллиграфии у человека развивается специфическое мышление, он многое начинает воспринимать иначе, более глубоко.

«Люди считают, что каллиграфия это просто рисование. Они не всегда понимают, что это целая наука, которая требует много терпения и усидчивости для ее освоения. Поэтому изучение этой науки, овладевание искусством каллиграфии занимает много времени. Можно сказать, что процесс обучения, совершенствования не прекращается никогда», – уверен Рамиль Насыбуллов.

Процесс затачивания каляма

И в качестве небольшого, поверхностного, но знакомства с искусством арабской каллиграфии хатта провёл мастер-класс, в ходе которого продемонстрировал стандартный набор средств каллиграфа, которые включают в себя не только специально обработанную бумагу и подкладку под неё, но и калям (тростниковое перо, а должно быть их несколько, для лучшей проработки линий), и ножик для заточки каляма, и макта (это такое приспособление, представляющее собой плоскую дощечку шириной преимущественно из слоновой кости с небольшим выступом под калям, где его фиксировали при изготовлении наконечника), и чернила с чернильницей, и ножницы для бумаги…

Мастер-класс длился полчаса, но его проводил мастер своего дела. А вот начинающему каллиграфу стоит быть готовому к тому, что проработка одной буквы, одной линии может заниматься не минуты, но часы…

Печать Аргун-хана, правителя государства Ильханидов

Для справки: Центр арабской каллиграфии «AN-NAMIR» был создан в 2010 году с целью развития традиционного мусульманского искусства арабской каллиграфии. На данный момент это единственный подобный Центр в Республике Татарстан. Занятия в Центре проводятся для всех желающих освоить это древнее и красивое искусство абсолютно бесплатно. За время работы Центр подготовил несколько талантливых каллиграфов, получивших призы на различных международных конкурсах.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика