Мусульманской молодежи отвели роль в сохранении единства и укреплении патриотизма

В Российском исламском институте открылась Республиканская студенческая научно-практическая конференция «Роль современной Российской мусульманской молодёжи в сохранении единства и укрепления патриотизма». Организаторами мероприятия выступили Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Российский исламский институт и Казанский исламский университет при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Среди участников – более 100 студентов различных образовательных учреждений, включая Российский исламский институт, Казанский исламский университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Болгарскую исламскую академию, Казанский государственный институт культуры, Бирский филиал Уфимского университета наук и технологий, а также представители медресе Татарстана, Елабужского политехнического колледжа и ученики школ республики.

С приветственным словом к собравшимся обратился ректор РИИ и КИУ, директор Совета по исламскому образованию, заместитель муфтия Республики Татарстан по образованию Рафик Мухаметшин. Он отметил, что сегодня, в век информатизации и доступности любой информации, крайне важно выработать в себе формы критического восприятия многочисленной информации.

В свою очередь советник муфтия по информационной политике Ришат Хамидуллин подчеркнул, что понятие «патриотизм» включает в себя преданность и любовь к своей Родине, к своему народу. Это значит жить и работать ради её процветания, гордиться своей страной и её достижениями.

Участники конференции

 

 

«Родину не выбирают, она дана нам Всевышним Аллахом. В нашей стране, в отличие от многих „демократических“ и „исламских“ стран, созданы все необходимые условия для соблюдения религиозных обрядов и предписаний. В Татарстане функционирует более 1500 мечетей, можно читать намаз, держать уразу, есть халяльное питание, возможность отправиться в хадж, отмечать религиозные праздники. Это результат 30-летней деятельности старшего поколения», – подчеркнул Хамидуллин, отметив, что настала пора передать эстафету молодому поколению. При этом, уверен директор ИД «Хузур», вопреки распространённому мнению есть молодёжь с активной жизненной позицией, которая умеет использовать современные ресурсы и технологии, участвует в общественной жизни, опирается в своей деятельности на Коран и сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), стараются получать знания и в светской, и в религиозной части, развиваются. Чему обучать такую молодёжь? Истории страны и народа, традициям, богословскому наследию и культуре.

С напутственным словом выступил вице-президент Академии наук Республики Татарстан Айнур Тимерханов. По его словам, традиционные ценности выступают теми духовно-нравственными скрепами современного многонационального поликонфессионального российского общества, которое делает его нерушимым и помогает выстоять в условиях новой реальности тотальной западной агрессии против традиционной культуры.

Заместитель директора по научной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Искандер Ярмакеев, выступая перед студентами, подчеркнул, что в исламе мирская жизнь и религия неразрывно взаимосвязаны.

«Исламские учреждения и организации Республики Татарстан последовательно держат курс на активное участие в жизни страны, на поддержку социальны программ, направленных на развитие нравственности, культуры, образования, возрождения духовных традиций. Мусульманское духовенство и рядовые верующие исходят из идей единства и неразделимости российского общества, разделяя политику государства, направленную на укрепление духовно-нравственных начал, патриотического воспитания», – констатировал спикер.

С приветствием выступил и проректор по образовательной деятельности Болгарской исламской академии Рустем Гильмутдинов. Он отметил, что молодость – важный жизненный этап, когда у девушек и юношей укрепляются основные принципы поведения, нравственные и культурные ценности, оказывающие важнейшее влияние на формирование личности, гражданина и патриота своей страны. Особое место в этом процессе занимают религиозные ценности, которые определяют настоящий смысл жизни, открывающийся каждому человеку от рождения.

«Наши ценности играют важнейшую роль в жизни. Они как ориентиры определяют человеческие поступки и суждения.  На системе ценностей основываются культура и общество. Религия устанавливает приоритет духовных ценностей над материальными благами и строит их по принципу „вертикали“ – от земных и обыденных, до божественных и небесных. В основе различных мировых религий заложена мысль о том, что источник любви своей родины заключен внутри самого человека. Этот источник можно называть как „душа“», – заметил Гильмутдинов.

Говоря о том, как активно современная молодежь пропагандирует патриотизм, участвует в волонтерских движениях, акциях по защите окружающей среды, заботится об инвалидах, пожилых, проректор Академии вспомнил сунну  Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), который заботился о молодых людях, обращал к ним свои проповеди.

Ректор РИИ и КИУ, директор Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин

 

 

«Мусаба ибн Умайра был совсем молодым юношей, когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отправил в качестве своего посла к жителям Ясриба. Он стал первым послом в истории ислама и жил в Ясрибе целый год. После открытия Мекки посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) поставил Аттаба ибн Усейда имамом Запретной мечети, а аба-Махзура – муаззином. Усама ибн Зайд тоже был достаточно юн, когда возглавил войска мусульман. А в этом войске ведь были великие сподвижники Абу Бакр, Умар, Усман, Али и другие предводители», – добавил Рустем Гильмутдинов.

О вкладе мусульман в Победу в Великой Отечественной войне и их последующей роли в жизни мусульманской общины рассказал директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев. По его словам, по сей день есть предубеждение, что в советское время благодаря жёсткой политике советской партийной системы была уничтожена полностью религиозная жизнь.

«Это не так. Во второй половине XX века, в период активных военных действий и после окончания Великой Отечественной войны, было очевидно, что СССР пошла на либерализацию религиозной политики. К примеру, в Ростовской области ветераны-мусульмане активно способствовали сохранению религиозной активности в достаточно непростое время. Партийные органы на местах не могли не считаться с этой социальной группой. Религиозная жизнь мусульманских общин во многом была сохранена благодаря им», – заверил Патеев.

После окончания пленарного заседания работа конференции продолжилась по пяти направлениям: «Исламская теология в России: история и современность», «Теологическое образование глазами молодых ученых», «Родной язык и литература», «Иностранные языки и культуры в мультиконфессиональном пространстве» и «Медийные и рекламные процессы в современном обществе: подходы к изучению, эволюция, перспективы».

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика