В Казани обсудили вопросы развития коранических наук и изучения современных способов фиксации Священного текста

Выступление директора Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Фарида Салмана

Выступление директора Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Фарида Салмана

Теги:

1
05 Сентября (01 Раби аль-авваль)

В этом году ежегодная Международная богословская конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем», проходящая уже в 10 раз, была посвящена чрезвычайно важной теме – фиксации методов чтения священного текста на бумаге или экране компьютера и его воспроизведения вслух. По традиции организатором мероприятия выступил Центр исследования Священного Корана и Пречистой Сунны при поддержке Духовного управления мусульман Татарстана.

Среди участников мероприятия – зарубежные и отечественные богословы, известные представители учёных кругов, в том числе известный ученый, исследователь Корана профессор Мохаммед Аль-Ваэли (Королевство Бахрейн), профессор Мохамед Али Аатафай (Королевство Марокко), доктор Усама Хамад (Кафедра коранических наук и исламского образования Иракского университета, Республика Ирак), ученые-корановеды из Королевства Саудовской Аравии, Демократической Социалистической Республики Шри Ланка и регионов России. Собрались же они в Казани, чтобы рассмотреть достаточно широкий комплекс проблем, в их числе – развитие коранических наук, изучающих методы чтения и фиксации священного текста; изучение феномена «Казан басмасы», в том числе и новых достижений ученых и богословов Татарстана в науке о чтении и фиксации священного текста в наши дни; конструирование новых форм исследований; выработка рекомендаций и норм методологии изучения коранических наук.

«В Татарстане много делается для издания Корана»

В последние годы в республике уделяется много внимание печатанию Священного Корана. Об этом в ходе конференции сказал главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Аскар Гатин.

«ДУМ РТ презентовало издание Корана на новой технологической основе с учетом современных достижений. При этом остается ещё ряд нерешенных вопросов: аудитория у этих проектов очень узкая, т.е. нет более широкого внимания к теме Корана. В связи с этим нужно подумать об актуализации изучения Корана. В качестве примера приведу ситуацию с Коран-хафизами. Конечно, в России их много, но учат их в основном выходцы из Средней Азии. Тогда как татар-хафизов Корана очень мало. Таким образом, мы видим, что мусульман много, а людей, для которых Коран является своего рода живой книгой, – очень мало. Здесь нужна тесная совместная работа, ведь Коран есть связь людей с Аллахом, здесь ответы на все вопросы», – подчеркнул Гатин.

«Сегодня мы наблюдаем острую нужду в подготовке высококвалифицированных знатоков в области написания и дальнейшего совершенствования в чтении Священной Книги»

В свою очередь директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид Салман в своём докладе окунулся в историю процесса фиксирования, записи и написания Священного Корана.

«На благословенной земле Хиджаза Ниспослание Всевышнего Аллаха было со старанием собрано, тщательно зафиксировано и соединено воедино в Благородный мусхаф. Эта работа с успехом была выполнена комиссией хазрата Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах). Священная Книга в письменном виде была запечатлена особым и единственным в своем роде способом передачи, вошедшей в историю под названием „Ар-Расм аль-‘Усмани“. Будучи инновационным в свое время, этот способ остается таковым и сегодня. Уникальная консонантная система письма позволила обеспечить вариативность чтения священного Корана в соответствии с семью харфами. Запись в соответствии с правилами, которых придерживалась османовская комиссия, фиксировала на письме только согласные звуки», – напомнил спикер.

С течением времени и развития коранической науки совершенствовалось написание текста Корана. К примеру, в большинстве казанских мусхафов используется куфическое исчисление количества аятов. Известный иракский ученый современности д-р Ганим Каддури аль-Хамад в своем труде «Печать Священного Корана в г. Казани» говорит: «Те люди, которые отвечали за издание казанских мусхафов, придумали метод, который объединяет куфийский подсчет с другими подсчетами в некоторых изданиях». В свое время именно в Казани в 1803 году впервые был напечатан Коран руками мусульман и для самих мусульман.

«К сожалению, сегодня мы наблюдаем острую нужду в подготовке высококвалифицированных знатоков в области написания и дальнейшего совершенствования в чтении Священной Книги, в создании полноценной, грамотной мусульманской терминологии на русском языке и правильно переведенной специализированной литературе. В татарском языке, проблемы, связанной с передачей специализированной коранической терминологии не существует», – заявил Салман.  

Именно для решения этой проблемы организаторы конференции также организовали семинар на тему «Начертание текста Священного Корана, его настройки, правила остановки и начала», ведущими которого стали доктор Мухаммад эль-Ваэли (Институт коранических рецитаций, Королевство Бахрейн) и доктор Мухаммад Али Атафай(Университет Карауин, филиал Касабланка, Королевство Марокко).

«Сохранение традиций Корана – важная сунна Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)»

С приветственным словом в адрес учёных обратился и ректор РИИ и КИУ, директор Совета по исламскому образованию Рфаик Мухаметшин. По его словам, сохранение традиций Корана – важная сунна пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего. Яркое тому подтверждение – наличие группы по заучиванию Корана в медресе по всей республике, деятельность Российского исламского института.

«„Казан басмасы“ – это наш бренд, который сыграл огромную роль, особенно среди тюркских народов, что способствовало заучиванию Корана. Но есть и другое направление – ночное. Отрадно, что у нас, в Татарстане есть определённые успехи по всем этим направлениям», – подытожил Мухаметшин.

Итогом мероприятия стало принятие резолюции. Так, по завершению мероприятия было сказано, что казанское издание Священного Корана (Казан басмасы) – феноменальное многоаспектное явление не только в системе мусульманской цивилизации, но и объект исторического и культурологического значения общечеловеческого наследия.

По результатам работы участники предложили принять меры по переизданию всех известных вариантов Казанского издания Священного Корана (Казан басмасы) и их распределения по линии международных специализированных ведомств соответствующей направленности; включить в учебные программы мусульманских учебных заведений отдельный спецкурс по истории «Казан басмасы» и татарского религиозного книгопечатания; продолжить работу по популяризации татарского богословского наследия в электронных средствах массовой информации, в т. ч. на арабском, английском и др. языках; а также укреплять сотрудничество по линии богословского и научного взаимодействия.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Чабуреков 10 Сентября
Ответить

Вода, вода... Кругом вода! © Одна пустая болтовня, понты, распил грантов и пожертвований! И ну нет никакого "феномена казан басмасы" - ну не надо на ровном месте надувать щеки и бить себя в грудь копытом, это же просто смешно! Никакое это не достижение, а просто пшик, тем более, организованный не мусульманами, а российской имперской канцелярией. Ну логически помыслите - ну зачем набирать текст Корана из литер, когда он НЕИЗМЕНЕН, и его намного логичнее и проще печатать целыми досками-страницами, тем более, что там море нюансов, помимо обычных 29 литер ??? Это же просто собачий...
Читать дальше

Яндекс.Метрика